ВЕРНУТЬСЯ НА КАРТУ

 

Деревня Деньково

     В октябре 1941 г. во время битвы за Москву прославились кавалеристы корпуса под командованием Льва Захаровича Доватора. Корпус был сформирован  в августе 1941 года из кубанских, терских и донских казаков.   За боевые заслуги 27 ноября был преобразован во 2-й гвардейский. Командовал им 38 летний генерал – майор Доватор Лев Михайлович (20 февраля 1903 года – 21 декабря 1941 года). В исторической литературе достаточно подробно описаны боевые действия корпуса в ходе обороны Москвы, но уделено незначительное внимание знаменитому рейду по территории оккупированной Смоленской области, севернее Старой смоленской дороги.

В первые месяцы войны в звании полковника Доватор находился при штабе Западного фронта. В июле 1941 года за отличие в оборонительных боях на Соловьёвой переправе через Днепр он был награждён орденом Красного Знамени.

В августе 1941-го года ему было доверено возглавлять Отдельную кавалерийскую группу, сформированную из нескольких казачьих полков. В их рядах было всего 3000 человек. Под командованием Доватора крупное конное соединение впервые совершило рейд во вражеский тыл, нанося удары по коммуникациям, уничтожая штабы, транспорт, склады и живую силу гитлеровцев.

Внезапным мощным броском советские конники прорвали оборону немецко-фашистских войск на нескольких километрах по фронту. Появление кавалерийской части Красной армии, углубившейся на 100 км в тыл врага, вызвало панику среди фашистов.

Две недели продолжался этот исключительно трудный рейд по бездорожным лесисто-болотистым районам Смоленщины. За это время доваторцы уничтожили свыше 2500 вражеских солдат и офицеров, 9 танков, более 200 машин, несколько военных складов. Были захвачены многочисленные трофеи, которые пошли на вооружение партизанских отрядов. За голову Доватора гитлеровское командование назначило крупную награду, которая была повышена до 50 тысяч марок, однако кавалеристы Доватора были неуловимы.

Затем в ноябре-декабре 1941 г. кавалеристы Доватора прославились в кровопролитных боях на ближних подступах к Москве и  стали символом обороны Столицы.

21 декабря 1941 года генерал – майор Доватор был смертельно ранен пулеметной очередью в районе деревни Палашкино Рузского района Московской области.

В районе деревни Деньково, где в те дни располагался командный пункт Доватора на братской могиле мемориального комплекса на бетонной стеле высечены слова: "В 1941 году здесь стояли насмерть героические защитники Москвы — гвардейцы генералов И.В. ПАНФИЛОВА, Л.М. ДОВАТОРА. Вечная слава героям!”

Кавалерийские корпуса, сформированные преимущественно из казаков стали эффективным инструментом в руках советского командования. Они обладали большей подвижностью, были в меньшей степени зависимы от снабжения и, что особенно важно могли выполнять широкий спектр боевых задач автономно во вражеском тылу. Именно эти качества советской кавалерии были в полной мере продемонстрированы в ходе Ржевско-вяземской наступательной операции 1942 г.

8 января силами двух фронтов началось осуществление Ржевско-Вяземской наступательной операции (январь-апрель 1942 года).  Уже спустя несколько дней после начала операции советское командование принимает решение окружить гитлеровскую группировку, действовавшую на западном направлении. Для этой цели через бреши, образовавшиеся во вражеской обороне, и слабо защищенные противником участки фронта в тыл противника были введены подвижные и стрелковые части и соединения. В полосе наступления Калининского фронта 12 января 1942 года в прорыв, образованный 39-й армией, был введен 11-й кавалерийский корпус, который начал развивать наступление на юг с задачей выйти на шоссе Минск – Москва и перерезать его. Для выполнения этой задачи корпусу предстояло пройти по вражеским тылам 110 км.

С юго-востока на Вязьму, прорвавшись через Варшавское  шоссе, устремились части 1-го гвардейского кавалерийского корпуса Западного фронта.

17 января 1942 года командование Западным фронтом отдало приказ командованию 33-й армии создать из подчиненных частей ударную группировку и нанести удар в брешь, образовавшуюся во вражеской обороне на стыке 43-й и 33-й армий, с последующим выходом к Вязьме и захватом ее.

Перед войсками ставилась задача: овладеть опорным узлом вражеской обороны – городом Вязьмой и перерезать важнейшую коммуникацию группы армий «Центр» – шоссе Минск - Москва и железную дорогу и тем самым окружить группировку противника, действовавшую на западном направлении.

Как видно, перед наступающими частями командование поставило грандиозную задачу, впрочем, таким же был и план общего зимнего наступления 1942 года на советско-германском фронте.

Попытаемся определить, какими силами обладали войска, прорвавшиеся во вражеский тыл, и в задачу которым, в перспективе, ставилось окружение противника.

11-й кавалерийский корпус Калининского фронта, наступавший на Вязьму с севера, имел в своем составе 18-ю, 24-ю и 82-ю кавалерийские дивизии и 107-ю мотострелковую дивизию. К январю 1942 года в этой группировке состояло 5800 человек, 5000 коней, 2 гаубицы 122 мм,  47 орудий 37 мм и 45 мм, 35 минометов 82 мм и 120 мм, 27 противотанковых ружей и 7 танков КВ-2.

1-й гвардейский кавалерийский корпус имел в своем составе 5 кавалерийских дивизий, которые сумели прорваться через варшавское шоссе и развить наступление на Вязьму. Общая численность корпуса, отправившегося в рейд на Вязьму, составляла около 7 тыс. человек. В рейд командованием корпуса была взята только полковая артиллерия гвардейских дивизий (не в полном составе). Вся дивизионная артиллерия, дивизионные тылы, танковая бригада, зенитные артдивизионы, полк «РС» были оставлены ввиду того, что их транспортировка была затруднена в условиях снежной зимы. Танки отсутствовали.

Несмотря на то, что выполнить в полном объеме поставленные задачи в ходе этой операции не удалось, были достигнуты серьезные успехи. От противника была очищена значительная территория, где была восстановлена советская власть. На определенное время были перерезаны важнейшие транспортные коммуникации, питающие группу армий «Центр».