Крепостные стены определяли границы города и в летописях так и назывались — «город». Простейшим и самым древним типом деревянной крепостной стены был тын. Он имел несколько названий: частокол, палисад, столпие, заплот, городьба, огорожа, рубка. Все эти слова обозначают одно и то же: деревянную ограду из вертикально вкопанных в землю, вплотную стоящих, заостренных вверху бревен высотой около 3 м, Наряду с тыном использовался также плетень. И тын, и плетень устраивались на гребне вала. Через проделанные в них бойницы, узкие щели для стрельбы, оборонявшиеся отражали нападения противника. Для устойчивости тын укрепляли подпорками из наклоненных бревен, иногда выступавших наружу острым концом, называвшимся «иглой» и служившим дополнительным препятствием. Часто вдоль тьшовой ограды внутри крепости сооружали полати. Они также усиливали прочность стен и служили возвышением, с кото¬рого вели стрельбу. Русские тыно-вые конструкции были весьма разнообразны, часто они дополнялись срубами, имели земляную присыпку и больше напоминали крепостные стены, чем просто тын. Более совершенным типом крепостной стены были срубные конструкции — городни и тарасы. Городнями называли поставленные вплотную друг к другу отдельные срубы. Такая конструкция, однако, имела недостаточную прочность в местах соединения срубов. В 1553 г. впервые в летописи упоминается термин «тарасы». Они получили широкое распространение и представляли собой сплошную двухрядную стену с врубленными в нее по перечными стенками. Образовывались узкие и широкие клетки. Узкие заполнялись хрящом, а в широких полых размещались защитники крепости, для чего тарасы через одну снабжались дополнительными короткими продольными стенками, врубавшимися в поперечные стены. Позже бойницы устраивались не только в полых тарасах, но также и в засыпанных землей.

Существовал и другой тип стен «тарасами», когда поперечные стены устанавливались не параллельно друг другу, а образовывали треугольные клетки. Такая конструкция рубленой стены приобретала значительно большую устойчивость. Упрощенные варианты стен, рубленных тарасами, имели только одну сплошную продольную стену, в которую на расстоянии 2 м друг от друга врубали треугольные в плане тарасы. Тесовой мост, настланный поверх тарас, служил полом для стрелков верхнего боя. Для их прикрытия наружная часть стены увенчивалась тонкой стенкой высотой от 1,4 до 2 м. Она называлась бруствером (от немецкого слова Brustwehr, т. е. «защита по грудь») или парапетом (от итальянского слова parapetto, т. е. «грудная опора»), В бруствере делались отверстия для стрельбы — бойницы. Так возникли зубчатые стены. Зубцы имели несколько вариантов. Наиболее известны зубцы типа «ласточкин хвост» Московского Кремля с остроконечным раздвоением верха. Участок бруствера между бойницами получил назва¬ние мерлона (от французского слова merlon, т. е. простенок). В некоторых крепостях бойницы закрывались ставнями.
Для обстрела непоражаемого («мертвого») пространства у подошвы стены устраивались так называемые навесные бойницы — машикули (от французского выражения mache-col, т. е. бить в голову). Вдоль всей стены шел боевой ход, позволявший защитникам крепости свободно перемещаться по ее периметру, не спускаясь на землю. Бойницы, называвшиеся «городовыми, боевыми и стрельными окнами», устраивались в стенах в зависимости от того, для какого рода стрельбы они предназначались. Для пищалей прорубались в двух смежных венцах небольшие отверстия прямоугольной формы шириной 15 — 20 см и высотой 15 — 30 см. Низ их скашивался наружу, чтобы приблизить площадь обстрела к подошве стены. Одна от другой пищальные бойницы размещались на расстоянии 1,5 —2 м. Крепостные стены имели бойницы подошвенного (нижнего), среднего и верхнего боев. Для по- дошвенного боя в каменных стенах сооружали специальные ниши, называвшиеся печурами. Из печур через амбразуры (от французского embrasure, т. е. «бойница») велась орудийная стрельба. В русских летописях часто употреблялся термин «заборола» (заборол, заборало, забрало). Он обозначал бревенчатый бруствер, выдвинутый вперед и нависающий над линией стен, который позволял поражать противника не только фронтальным огнем, но и у подошвы стены через навесные («варовые») бойницы. В XVI в. появился термин «облам», вытеснивший сло¬во «заборолы». Если передняя стенка облама превышала рост человека, то сооружались особые скамейки, называвшиеся кроватями. Крепостные стены, как правило, крылись двускатными кровлями, хотя встречался и упрощенный вариант - односкатные кровли. По периметру стены на крыше помещали котки — 5 — 6 бревен в ряд. При штурме их скатывали на врага. Часть крепостной стены между двумя башнями называлась пряслом. Позже появился термин куртина (от итальянского слова curtine — «завеса»), обозначавший участок стены между бастионами или башнями. Особняком стоит псковский термин «перси», относящийся к мощной каменной стене с приступной стороны.

2006 © Copyright Разработка сайтов в Вязьме. All rights Reserved.